индивидуальные проекты
продажа аналитических отчетов
(495) 790-7591 #124

(499) 272-6387
О компании Услуги Наш опыт
Готовая аналитика Для экспертов Заказ

Наше мнение

Новые отчеты

01.11.2009

Вопросы аналитику: цирковой бизнес

Чем объяснить огромные бюджеты на представления, которые составляют западные цирки. какие статьи являются обязательными, какие расходы учитываются.

Подготовка шоу — очень дорогое мероприятие. Даже если представить, что идти оно будет на уже имеющейся площадке (ничего строить не надо). Для начала нужна идея, концепция. В современном конкурентном мире шоу-бизнеса, успешная идея — это залог будущей доходности представления. Над концепцией и сценарием работает креативная группа из специалистов разных жанров. После проработки идеи начинается процесс подбора и подготовки артистов, постановки каждого номера, изготовление инвентаря, пошив костюмов, написание или подбор музыки, подготовку спец эффектов. Учитывая необходимость достаточно длительных репетиций перед выпуском шоу (современные шоу связаны с риском и «навороченными» трюками), подготовка нового представления занимает от полугода. Но некоторые шоу готовятся и по 1–3 года. В итоге, весь процесс подготовки получается очень затратным.

Является ли цирк на западе рентабельным бизнесом? Каковы самые яркие примеры.

Самый яркий пример, конечно, это Cirque du Soleil с его огромными бюджетами на подготовку каждого шоу (средний 25–50 млн. долл.). Средняя рентабельность их бизнеса — 20%. Средний европейский цирк имеет рентабельность около 10–25%.

Среди других наиболее успешный цирковых проектов можно отметить Ringling Bros. And Barnum & Bailey, The Blue Monkey Sideshow, Zippo's Circus, Berlin Circus Renz, Circus Belly, Fern Street Circus, Great Wall Entertainment, Hungarian State Circus and Variety, Mamaloucos Circus и другие.

Какую прибыль в среднем получает цирк с одного представления?

Обычно представление проходит в залах вместимостью от 2000 человек. Цены на представления от 30 до 260 долларов (как правило). Средняя цена билетов — около 130 долларов. Итого за одно представление получится около 260 000 долларов. Более дорогие и массовые шоу приносят только на билетах 400–500 тыс. долл. Кроме того, в цирках всегда продается дополнительная продукция — снэки, игрушки, диски и т. п. — все с рентабельностью от 100%. На этом также получается доход до 10% от стоимости билетов.

Сколько в репертуаре западных цирков обычно программ? как варьируется их стоимость? затраты на них?

Репертуар цирка строится по-разному. Например, Cirque du Soleil имеет репертуар из 25 шоу (одновременно идут около 17 различных шоу в разных странах), другие цирки могут иметь «в запасе» 6–10 шоу. Главное, чтобы цирковые представления, идущие на какой-либо сцене, менялись каждые 1–2 месяца. Естественно, все цирки периодически готовят новые шоу.

У всех цирков есть так называемые «тур-шоу», т. е. те представления, которые цирк может показать на выезде. Есть представления, которые цирк показывает только на своей сцене. Стационарные шоу, как правило, более дорогие в подготовке и постановке.

В зависимости от задачи, стоящей перед цирком, бюджет представления может отличаться в разы. Так, инвестиции в постановки Cirque du Soleil достигали 200 млн. долл.(вместе в возведением театра). Их же гастролирующие шоу стоят в среднем 20–25 млн. долл, а постоянные — 40–50 млн. долл. Рядовая постановка обычного цирка обходится в ~ 1 млн долл. Средняя стоимость подготовки шоу высокого уровня — 10 млн долл.

Какой размер чистой прибыли в год получают крупнейшие западные цирки?

Около 100 млн долл в год, до 120 млн.

О цирковом бизнесе в России

Российский цирк по-прежнему один из самых сильных в мире. Однако из-за перестройки и последовавших за ней событий, Россия потеряла свое присутствие на мировом рынке в корпоративном смысле. Российский цирковые артисты считаются одними из самых сильных в мире, их приглашают работать за границу, но как индивидуалов, а не как «цирк».

Можно надеяться, что благодаря государственной политике и усилиям частных цирков, ситуация в ближайшие 2–3 года может измениться.

Что касается подходов, то можно выделить несколько вариантов:
- цирк, ориентированный на детей (семейный досуг): традиционный российский цирк с разнообразными цирковыми номерами, животными, клоунами;
- цирковое шоу, построенное в основном на акробатических номерах, основная аудитория — взрослые и дети,
- цирковое шоу, объединенное общим сценарием, т. е. спектакль, включающий цирковые номера; как правило, нет номеров с животными, много спецэффектов, рассчитано на взрослую аудиторию.

В структуре стационарного и передвижного цирков имеются следующие основные подразделения:
- руководство цирка (директор, его заместитель);
- художественная часть (главный режиссер, главный дирижер, артисты оркестра, художник, балетмейстер, инспектор-режиссер манежа);
- постановочная часть (зав. постановочной частью, художник по свету, постановочные цеха);
- инженерно-техническая часть;
- административно-хозяйственная часть (администраторы, билетеры, гардеробщики, уборщицы, билетные кассиры, завхоз, кладовщики, пожарно-сторожевая охрана);
- функциональные службы (бухгалтерия, кадры, снабжение).

Как правило, в цирке работают артисты-контрактники (контракт длиной от 1 года). После подписания контракта артистам ставится номер (работают постановщик, художник, композитор, балетмейстер и т. д. ). На счете цирка, с которым заключен контракт, номер идет сезон-полтора, а потом дирекция заключает контракты на выступления артиста за границей. Если артист параллельно пытается сам выступать еще где-то, это снижает его доходы в основной компании.

Важно отметить, что в России за подготовку номера платит цирк, в то время как за границей — сам артист (в т. ч. ответственность за порчу реквизита и костюмов несет сам артист).

Цирк может быть государственным или частным. Многие государственные цирки входят в структуру «Российский цирк».

«Росгосцирк» — государственная цирковая компания, в которую входят более 70 предприятий, в том числе:
- 41 стационарный цирк;
- 11 передвижных цирков-шапито;
- 8 передвижных зооцирков.

В состав Компании также входят: 4 дирекции коллективов «Цирк на сцене», 3 коллектива «Цирк на льду», 2 коллектива «Цирк на воде», «Цирк лилипутов», «Цирк-ревю», «Театр морских животных», «Невероятно странный цирк», «Золотое турне братьев Шатировых».

Несмотря на масштабность, Росгорцирк, по мнению профессионалов, явление уже устаревшее и неэффективное. Можно предполагать, что более гибкие частные цирки могут составить конкуренцию государственным.

Многие государственные цирки, из-за неоптимального управления уже давно переживают нелучшие времена.

В целом же, цирк — бизнес довольно-таки рентабельный.

Ориентировочная стоимость 1 представления в цирке — почти миллион рублей. Средняя зарплата артиста за 1 представление — 4500 рублей. Обычная вместимость современного цирка — от 3000 мест (в российских регионах — от 2 000). Средняя цена билета — 1000 рублей. Итого выручка за представление — 3 000 000 рублей. Несмотря на значительные расходы (содержание здания, обеспечение безопасности, реквизит, содержание животных, кормление и т. п.), эксперты считают, что цирковой бизнес довольно прибыльный как для самых артистов (з/п в месяц от 150 000 рублей), так и для владельцев и дирекции.
Оставить комментарий
– данные поля обязательны для заполнения

Все статьи