индивидуальные проекты
продажа аналитических отчетов
(495) 790-7591 #124

(499) 272-6387
О компании Услуги Наш опыт
Готовая аналитика Для экспертов Заказ

Наше мнение

Новые отчеты

08.12.2008

Соотношение сил на мировом рынке спутниковой навигации и перспективы ГЛОНАСС

Одна из ключевых тенденций мирового рынка навигационных устройств в 2008 году заключается в признании альтернативных GPS Navstar глобальных спутниковых систем навигации (ГССН): европейской Galileo, российской ГЛОНАСС и в меньшей степени китайской Compass/Beidou. Это связано с тем, что перспективы развития рынка связаны с мультисистемными приемникам, которые способны одновременно обрабатывать сигналы двух и более ГССН. Такие приемники уже относительно давно используются в производстве высокоточного геодезического оборудования.

Актуальное качество односистемных решений GPS является вполне достаточным для рядового пользователя, однако мультисистемные решения обеспечивают лучшую точность и стабильность работы благодаря большему числу одновременно наблюдаемых спутников. Последнее обстоятельство существенно влияет на работу приемника в условиях плотной городской застройки или скалистого ландшафта.

Каждый потребитель при этом будет вправе определять, что для него предпочтительнее: преимущество в качестве и стабильности более дорогих совмещенных устройств или приемлемая точность дешевых односистемных приемников. Со снижением разницы в цене мультисистемных и односистемных устройств приверженцев первого варианта будет становиться все больше.

Присутствие GPS, аббревиатурой которой часто уже обозначают весь класс ГССН, представляется обязательным в любых мультисистемных приемниках. Такое положение GPS обеспечивают десятилетие монопольного существования на рынке, технологическое лидерство, а также развитая производственная инфраструктура.

Альтернативные ГССН развиваются во многом «в тени» американской системы, ориентируясь на совместимость с ней. Уходящий год стал знаковым в истории их развития. В 2008 году Европейский Союз выделил 3.4 млрд. евро на развитие Galileo, а российская программа ГЛОНАСС получила дополнительное финансирование в объеме 67 млрд. руб. В последнем случае сумма в три раза превысила плановые бюджетные и внебюджетные расходы на Федеральную целевую программу «Глобальная система навигации» в период с 2002 года по 2011 год.

Чем же вызвана беспрецендентная щедрость европейских и российских законодателей, тем более в преддверии мирового финансового кризиса?

Для ответа на этот вопрос следует вспомнить, что любая ГССН является системой »двойного назначения». Даже для Galileo, которая изначально разрабатывалась как исключительно гражданская система, в 2008 году Европарламент определил двойной статус. Соответственно причины усиления интереса могут иметь как военный, так и экономический характер.

Ситуация является более прозрачной с ГЛОНАСС: события в Южной Осетии, планы НАТО по размещению систем ПРО в Чехии и Польше и «симметричные» ответы России привели к обострению отношений к США. По этой причине потребность в полнофункциональной спутниковой системе навигации для наведения комплексов высокоточного оружия является действительно первоочередной государственной задачей.

Для Евросоюза же вопросы обороноспособности не являются такими актуальными. Вероятно, европейские парламентарии ожидают экономического эффекта от внедрения Galileo и завоевания их системой звания «альтернативной ГССН № 1» в соперничестве с ГЛОНАСС.

На стороне Galileo большой опыт европейских производителей в разработке потребительских навигационных устройств, наличие соответствующей производственной инфраструктуры в Юго-Восточной Азии, лучшая совместимость с GPS и высокая покупательная способность европейцев.

Хотя для ГЛОНАСС в настоящее время приоритетным заказчиком является оборонная отрасль, правительство также не оставляет надежд сделать из системы коммерчески эффективный проект в мировом масштабе. Казалось бы, для этого есть все предпосылки. Во-первых, временной гандикап до развертывания Galileo составит 3–4 года. Во-вторых, вероятность одновременного отключения гражданского сигнала в антагонистической паре GPS/ГЛОНАСС заметно меньше по сравнению с GPS/Galileo, что определяет большую надежность американо-российского решения.

Однако невнятная реализация программы поставила под вопрос эти преимущества и перспективы ГЛОНАСС. До сих пор кроме систем слежения и мониторинга, внедряемых согласно Постановлению № 641 на городском и с переменным успехом на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, особых успехов в потребительском сегменте двухсистемные решения GPS/ГЛОНАСС не получили.

Только разочарование вызывают несостоятельные разработки, которые в свое время были обещаны производителями В. В. Путину и спешно доделывались для «галочки». К таким устройствам относится широко разрекламированный 170-граммовый ошейник для Кони, который в случае массового производства обойдется владельцу питомца в 12–13 тыс. Такой ошейник будет непомерной по весу ношей для мелких домашних животных, которые обычно и имеют привычку пропадать.

Что уж говорить о мистификациях с Glospace SGK-70 корейской сборки с украинским чипом GPS/ГЛОНАСС. Этот девайс в разное время наделяли совершенно удивительными свойствами, в том числе уникальной ценой, которая действительно была ниже односистемных аналогов. К концу 2008 года все стало на свои места, а цена на Glospace выросла аккуратно в два раза по сравнению с ценой пробных партий.

Реальный прогресс в производственном сегменте, несмотря на все громкие заявления, что очень напоминает советские времена, пока отсутствует: современные GPS/ГЛОНАСС чипсеты в 10 раз больше по площади по сравнению с односистемными чипсетами GPS, потребляют в пять раз больше энергии, а стоят как готовые навигаторы GPS начального уровня.

Большие габариты и энергопотребление не позволяют создавать компактные навигаторы и встраивать двухсистемные решения в мобильную электронику: телефоны, КПК, фотоаппараты, цифровые камеры и т. п.

Нет определенности с созданием цифровых карт России: объявленный Роскартографией конкурс на общую сумму в 6 млрд. руб. был отменен в начале ноября. Официальные причины этого решения не объявляются, однако можно предположить, что его условия были неоптимальными.

В аналогичном подвешенном состоянии находится развитие служб мобильного контента, которые пользуются большой популярностью в Европе, США и развитых азиатских странах.

Дополнительным преимуществом для ГЛОНАСС в борьбе с Galileo станет мировой экономический кризис, который может не только задержать реализацию европейской программы (уже был отложен запланированный на ноябрь 2008 года запуск третьего спутника Galileo– А2), но и полностью лишить программу финансирования по причине перераспределения средств более нуждающимся отраслям промышленности и сельского хозяйства.

Вместе с тем в условиях низкой активности российских производителей оборудования нельзя исключать возможности выхода на рынок монстров мирового рынка чипсетов GPS – Sirf и uBlox, а также лидеров рынка навигаторов – Garmin, TomTom, Mio Technology и др., которые, обладая солидным опытом, могут оказать серьезную конкуренцию отечественным разработчикам.

Оставить комментарий
– данные поля обязательны для заполнения

Все статьи