(495) 790-7591
#145
О компании Услуги Наш опыт
Готовая аналитика Для экспертов Заказ

Наше мнение

Новые отчеты

07.02.2008

Рынок промышленного дизайна

Российский рынок промышленного дизайна

Отечественный рынок промышленного дизайна можно оценить чуть более, чем в 1–1.5 млн долл. Это очень мало, поэтому можно говорить, что рынка «промышленного дизайна» в России пока нет.

Сегодня на рынке работает всего три специализированных компании: Студия Артемия Лебедева и компания «Смирнов Дизайн», и еще молодая компания AstraRossa.

Первые две, уже относительно закрепившиеся на рынке , делают по ~ 20 проектов в год. В отличии от западного опыта, где регулярная стоимость проекта промышленного дизайна 100–200 тыс. долл. (судя по аналитике, минимум 75 тыс. долл.), у нас она на порядок меньше — в среднем ~ 20 тыс. долл. Бывают, несомненно, и редкие заказы стоимостью в 400–500 тыс. долл., но они, как правило, включают значительной объем аналитической и производственной части (до 80%). Т. о. объем рынка услуг промышленного дизайна можно оценить ~ в 1–1.5 млн долл.

Есть еще скрытая часть рынка: услуги по промышленному дизайну могут оказывать дизайнерские компании, постоянно обслуживающие клиента.

Для справки, в США объем рынка промышленного дизайна превышает 2 млрд долл. Производители уделяют огромное внимание внешнему виду товаров, доля дизайна в стоимости обычных потребительских товаров составляет ~ 1–3%.

Темп роста рынка промышленного дизайна

Стоит заметить, что соременный рынок — это мир «этикеток и упаковок». Часто именно в удачном дизайне и свежей концепции заключен успех товара на рынке (пример Apple).

Сегодня повышение конкуренции на рынке и засилие импортных, главным образом, низкокачественных китайских товаров, вынуждает производителей более серьезно подходить к производственному процессу. Отечественные производители, наконец, пришли к пониманию необходимости держать «связь с рынком» и ориентироваться на его потребности, создавая конкурентноспособный продукт.

До недавнего времени внешним видом продукта занимались, в основном, дизайнеры при производстве, которые, во-первых, «варились в собственном соку», не всегда имея профильное образование, а во-вторых, ориентировались лишь на текущие возможности производства, что не способствовало созданию инновационных и конкурентноспособных продуктов.

Сегодня появились первые профессиональные компании, занимающиеся промышленным дизайном, кроме того, некоторые дизайнерские фирмы  начали декларировать свои возможности на этом рынке.

Проблемой неконкурентноспособности отечественной продукции озаботились и на государственном уровне. В прошлом году глава МЭРТ Герман Греф и первый вице-премьер Сергей Иванов начали работу над концепцией развития в России промышленного дизайна. По мнению министра, заняться дизайном ведомство решило потому, что «неплохие по качеству российские товары во многом проигрывают
своим внешним видом, и это мешает продвигать их на внутреннем и внешних рынках».  Концепция предусматривает меры государственной поддержки дизайнерских услуг, а также вычеты расходов на промышленный дизайн из налогооблагаемой базы, и прямое финансирование государством таких расходов для малого бизнеса.

Для того чтобы важность дизайна осознали руководители промышленных предприятий, планируется создать специализированные консультативные организации. Услуги этих «центров развития дизайна» частично будет оплачивать государство. Разработка дизайна, возможно, будет включена в виды деятельности, которые позволяют предприятиям претендовать на статус резидентов финансируемых государством технопарков. Для решения кадровой проблемы предлагается ввести курсы переподготовки преподавателей вузов, стипендиальные и грантовые программы, а также содействовать стажировкам студентов-дизайнеров за рубежом.

Государственная поддержка, несомненно, будет способствовать значительному росту рынка промышленного дизайна. Кроме того, стоимость услуг российский дизайнеров будет ниже, чем аналогичные проекты зарубежом, что несомненно всколыхнет спрос.

Основные «трудности рынка»

Главное — серьезное отставаение промышленной отрасли и, соотвенно, промышленного дизайна от западных стран, что, в первую очередь, является наследием плановой экономики времен СССР, когда на первое место ставилось обеспечение страны всем необходимым и о конкуренции и развитии речи не шло.

Кроме того:

1. Мышление производственников, не желающих вкладываться в создание современного конкурентноспособного дизайна. Сегодня акцент из промышленной сферы смещен в рекламную, что явно неверно, т. к. товар в значительной степени должен продвигать себя сам, изначально подходить потребителю, нравиться ему. Для этого нужны исследования, нужен дизайн, нужны пробные образцы, новые идеи.

2. Привычка творить дизайн внутри предприятия, а не отдавать на аутсорсинг профессионалам.

3. Невысокий уровень дизайн-образования. Причин этому несколько: Преподователи старой школы уже не преподают (остались единицы). Молодые и талантливые, как правило работают или на запад или на частные компании. В государственных учебныхзаведениях сейчас платят мало, поэтому идут туда не самые успешные. Есть коммерческие учебные заведения в которых хорошее дают образование, но оно довольно дорогое. К тому же, промышленных дизайнерам в нашей стране, по сути, негде проходить практику и набираться опыта.

4. «Утечка мозгов». Западными компаниями проводятся конкурсы среди наших промышленных дизайнеров, многим из которых в дальнейшем предлагается работа или хорошее вознаграждение. На Западе сегодня очень востребован дизайн социальной темы (городская среда), разработки в области медицины, техники (в том числе спец-техники  и военной), это государственные заказы, под них и привлекаются молодые талантливые дизайнеры.


Тенденция размещения производственных предприятий в Юго-Восточной Азии будет только укрепляться в дальнейшем. Избежать утечки идей и технологий в данном случае не удастся. Стремясь хоть как-то защититься от китайских подделок практикуется такая схема: производитель постоянно выпускает новые модели со старой начинкой; пока китайцы делают имитацию известного бренда,  производитель оригинала уже заявляет что модель снята с выпуска.

Кстати говоря, Китай и Корея завляли, что к 2015 году значительная доля мирового рынка промышленного дизайна будет приходиться на них (планируется развитие индустрии).

Почему мировой рынок промышленного дизайна развивается настолько динамично?

Часто большой разницы между версиями товара нет, только дизайн (эргономика, материалы, цвета, фактуры) и несущественные детали, при этом сам производственный процесс не меняется.

К тому же, если производитель не будет постоянно двигаться вперед, то он проиграет конкурентную борьбу. На Западе производитель заинтересован в том, чтобы его бренд имел хорошую репутацию (был качественным, надежным и по возможности дешевым). Товар должен соотвествовать тенденциям моды, времени, поэтому приходится постоянно менять его образ.

Комментарии

Сергей   05.07.2016 08:45

У меня три испытанных опытных образца разного назначения, с которыми мне пока не удалось затесаться ни на один конкурс. Они на уровне Si Еl и просты в производстве.
== Тачка "моей системы" с несущим, сварным кузовом из двух секций, без традиционной рамы и опорных ножек, на спаренном колесе, как у переднего шасси самолёта.
== Коляска для детей или инвалидов с ... самокатом, на котором сопровождающий под уклон может ехать сам, притормаживая от опасного разгона.
== Трамбовка с рукояткой в виде...рогатки хорошо управлятся, держишь её, как быка за рога. В корпус(трубу) насыпаются по идее из "древнего" "ИР"а ш/подшипники, что делает удар припечатывающим. Есть фото, могу выслать заинтересованным.
Надеюсь на ответ, вопросы и предложения.
С ув., ---Сергей Дмитриев (США, шт. Алабама, г. Алабастер)

Иван   26.02.2011 18:32

Студия Артемия Лебедева — промышленный дизайн??? Да они и близко не стоят)))
Оставить комментарий
– данные поля обязательны для заполнения

Все статьи