индивидуальные проекты
продажа аналитических отчетов
(495) 790-7591 #124

(499) 272-6387
О компании Услуги Наш опыт
Готовая аналитика Для экспертов Заказ

Наше мнение

Новые отчеты

01.06.2008

О развитии рынка платежных терминалов

Основные тенденции рынка платежных терминалов

1. На фоне сложившейся благоприятной макроэкономической ситуации и роста реальной платежеспособности населения, в ближайшие 2–3 года в России будет проходить активное развитие рынка платежных терминалов.

2. Рынок близок к насыщению, к концу 2008 года спрос на платежные терминалы начнет падать. Особенно насыщен московский рынок, что вынуждает операторские сети проявлять все больший интерес к региональному рынку, который практически не освоен. Однако, в регионах сроки окупаемости терминалов выше, чем в Москве, а самые проходные места уже освоены, что приводит к более длительной окупаемости оборудования.

3. Высокая конкуренция активизирует участников рынка, услуга начнет совершенствоваться — расширится спектр принимаемых платежей, появятся «сейфы», оплату можно будет произвести не только наличными, но и кредитной картой и т. п.

4. В настоящий момент терминалы моментальной оплаты чаще всего используются для осуществления платежей за мобильную связь, интернет, кабельное телевидение. В будущем операторы могут расширить свой бизнес терминалами для бронирования билетов, продажи сотового контента (различных мелодий, картинок), печати фотографии с мобильного телефона через Bluetooth; а также более простых — по продаже мороженого, газировки, сигарет (этот рынок до сих пор пуст — на душу населения в России приходится в 360 раз меньше торговых автоматов, чем, например, в Японии.)

5. С рынка, не выдержав конкуренции, уйдут мелкие игроки, что связано с вступлением в силу в ноябре 2007 года указания Банка России, определяющего порядок приема средств от граждан небанковскими коммерческими организациями, в соответствии с которым все компании, принимающие платежи от населения (в частности, плату за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные платежи), в том числе посредством платежных терминалов, обязаны заключать договор с банком, в кассу которого будут вноситься наличные средства. Тогда бизнес многочисленных ПБОЮЛ перестал быть прибыльным и они начали уходить с рынка.

6. Интересная ниша — погашение потребительских кредитов через терминал (например, 15% cотовых телефонов в России покупается в кредит, регулярный платеж по такому кредиту мизерная для банка сумма, обслуживание операции в офисе банка нерентабельно).

7. На рынок платежей будут активно выходить банки (уже сейчас во многих банкоматах можно оплатить мобильный телефон, интернет и кабельное ТВ). Если государство продолжит регулирование сектора платежей, то банки могут вытеснить других операторов за счет более низких тарифов и бОльшего доверия населения. Уже к 2009 году при сохранении рыночной конъюнктуры, число проводимых через терминалы платежей может составить 60% от общего объема и на банки будет приходиться бОльше половины.

8. Другим потенциальным и очень сильным конкурентам платежным терминалам могут стать он-лайн системы оплаты с использованием пластиковых карт. Преимущества данной системы перед терминалами самообслуживания состоит в отсутствии комиссии по основным операторам услуг и возможностью быстро и не выходя из офиса или квартиры осуществить необходимые платежи. Учитывая, что уже сегодня треть населения России использует интернет (в Москве ~ 80%), а развитию рынка пластиковых карт способствует практика перечисления на них зарплат, сегмент он-лайн платежей может уже в самые ближайшие годы начать стремительно развиваться (отмечу, что если же посмотреть «пересечение» множеств людей, активно использующих интернет и имеющих пластиковую карту, то в целом по России показатель будет сильно выше).

9. Уменьшение прибыли, получаемой с оперирования терминалами, за счет налога на прибыль и усиления конкуренции (соответственно, снижения комиссий на платежи — ценовая конкуренция).

* Рейтинг популярности услуг, предоставляемых через платежные терминалы, выглядит так:
• оплата сотовой связи, Интернет, спутникового телевидения,
• погашение кредита,
• оплата коммунальных услуг,
• перевод средств во вклад и на другие счета,
• оплата за стационарный телефон (в перспективе).


Объем рынка платежных терминалов

Объем рынка платежных терминалов в натуральном выражении:
2006 год — 61 000 штук
2007 год — 90 000 штук
2008 год — 130 000 — 150 000 штук

Что считать под объемом рынка в данном контексте:
1. Если рынок платежных терминалов (покупка новых терминалов) как оборудования, то количество новых терминалов — прирост рынка в натуральном эквиваленте — то посчитать можно следующим образом: кол-во терминалов * 4 000...5 000 долл.
2. Если же объем платежей через терминалы, то в 2007 году эта цифра составила 7–9 млрд. долл., в 2006 году — 4,5–5,5 млрд. долл.

Лидеры рынка платежных терминалов

Лидеры рынка: ОСМП и Cyberplat ~ по 30%, e-port ~ 15%.
Объявлено об объединении ОСМП и e-port (доля рынка объединенной компании почти 45%).

ОСМП и QIWI

Причины, которые могли побудить ОСМП провести ребрендинг:
– укрупнение игроков
– усиление конкуренции
– снижение рентабельности

QIWI — это по своей сути расширение бизнеса (возможность оплаты бОльшего количества услуг) и его большая адаптация к потребностям клиента (возможность выбора способа оплаты (терминал, интернет),
личный кабинет с собственными настройками).

Можно предполагать, что проект QIWI будет весьма успешным, что обеспечено его клиентоориентированностью, инновационностью и общим ростом спроса на он-лайн сервисы. На этапе усиления конкуренции и укрупнения бизнеса важно было сделать первый шаг по отстройке от конкурентов, в будущем это может стать существенным плюсом даже, если в конкурентной борьбе «натуральная доля» рынка будет упущена (например произойдут слияния, появится инвестор).

Приучить платить человека в одном терминале в принципе возможно: если он находится в удобном месте («по пути»), выгоден (меньшая комиссия), надежен. Однако, учитывая специфику платежей через терминал, задача эта сложная. QIWI же позволяет оставаться с брендом / компанией, но при этом не быть привязанным к определенной точке, что при современных условиях очень важно.
Оставить комментарий
– данные поля обязательны для заполнения

Все статьи