индивидуальные проекты
продажа аналитических отчетов
(495) 790-7591 #124

(499) 272-6387
О компании Услуги Наш опыт
Готовая аналитика Для экспертов Заказ

Наше мнение

Новые отчеты

21.09.2009

Рынок стеклобоя

В настоящей статье речь пойдет о текущем состоянии рынка стеклобоя.

Согласно ГОСТ 52233–2004, стеклобой бывает 1-го и 2-го сортов. Размеры кусков стеклобоя 1-го сорта должны быть от 10 до 50 мм. Допускается содержание в партии кусков размером более 50 мм не более 5 %, размером менее 10 мм — не более 1%. Размер кусков стеклобоя 2-го сорта не нормируют, масса кусков — не более 2 кг.

В составе боя любой марки не допускается наличие триплекса, стекла, армированного металлической сеткой, металлических предметов и пробки, тугоплавкого стекла, зеркала, керамики, фарфора, шлака, угля, кирпича, камней, щебня, бетона, асфальта.

Допускается присутствие корковой пробки, бумаги и др. органических примесей (не более 2%) и примесей песка и глины (не более 2%).

Количество отходов стекла напрямую связано с объемами производства продукции из стекла, главным образом, тары. Рынок стеклотары увеличивался в предкризисные годы в связи с активизацией спроса со стороны пищевой промышленности. В 2008 году прирост составил 12,4%, однако, в начале 2009 года объемы производства сократились почти на 20%. Ожидается, что по итогам 2009 года падение будет не столь существенным, т. к. сезонный рост спроса в теплый период должен исправить ситуацию.

Объем потребления стекла и стеклянной тары в 2008 году в России составлял 7,53 млн. тонн (в том числе стекло – 0,26 млн. тонн, тара – 7,27 млн. тонн), По данным Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, норматив образования стеклобоя при остеклении в среднем составляет 12–15%, т. е. ~39 тыс. тонн. Средний объем образования стеклянных отходов из стеклотарной продукции — 1,09 млн тонн, если рассматривать только привозной стеклобой (возвратный перерабатывается сразу же на предприятии и не оказывает существенного влияния на рынок).

Таким образом, объем образования стеклобоя в настоящий момент соответствует 1,2 млн. тонн в год, из которых перерабатывается около 35%.

Объемы потребления стеклобоя за последние 20 лет упали более, чем на 45%. Например, оборотная тара в советское время составляла 85% в общих объемах потребления. Пивная бутылка имела 12–14 – кратный оборот, а во время повышенного летнего спроса – 20–30-кратный (оптимальным считается 3–4 – кратный). Вторичное стекло активно использовалось в конце 1990-х – начале-2000-х годов во время дефицита тары. За последние годы доля использования возвратной бутылки упала до 40%. Причинами падения потребления являются упадок системы приема бутылок, отсутствие системы получения вторсырья из ТБО, а также (что следует из предыдущих пунктов) стоимость стеклобоя – 2000 руб./тонна, что делает процесс собирательства банок и бутылок финансово непривлекательным.

В структуре обращения привозного стеклобоя небольшую долю занимает внешняя торговля. Так, на долю импорта приходится около 3% рынка, экспорта — менее 1%.

Операции внешней торговли отходами стекла отражаются по коду ТН ВЭД 7001001000 — «бой стеклянный, скрап и прочие отходы стекла». Импортная таможенная пошлина составляет 15%, экспортная отсутсвует.

Основными странами-импортерами являются Украина, Финляндия и Казахстан. Лидером среди иностранных поставщиков стеклянных отходов на российский рынке в 2007–2008 гг. была компания Suomen Uusioaines OY (Финляндия), на долю которой пришлось:
- в 2007 году более 30% поставок стеклобоя в натуральном выражении и более 24% в денежном;
- в 2008 году около 36% поставок стеклобоя в натуральном выражении и более 32% в денежном.

Основным экспортным направлением для российского стеклобоя является Литва. Крупнейшим экспортером в 2007 году стала компания ООО »Главербель Клин» (Московская область), на чью долю пришлось более 55% поставок в натуральном выражении. В 2008 году первенство перешло ОАО »Осрам» (Смоленская область) — более 50% экспорта в натуральном выражении.

При утилизации стеклобоя предпочтение отдается технологиям переработки, которые не оказывают вредного воздействия на окружающую среду и не требуют больших затрат энергии. Поэтому широкое распространение получили новейшие перерабатывающие системы с циркуляционным движением теплоносителя, расплавление и фильтрация стекла по современной «газовой» технологии и т. д.

Полученная после соответствующей переработки стекломасса может использоваться для изготовления различных строительных материалов, конструкций и изделий: стеклоблоков, стеклопакетов, обычного оконного стекла, изоляционных материалов и других видов продукции.

Одно из основных направлений использования стеклобоя – производство тары (банок, бутылок), являющееся наиболее массовым производством с наименее жесткими требованиями к постоянному химическому составу стекломассы. Это позволяет использовать разный по цвету и составу стеклобой.

Не менее значимым направлением является производство пеноматериалов. Такие материалы могут применяться для изоляции стен, перекрытий, кровли, при изготовлении сэндвич-панелей, для утепления трубопроводов, тепловых и холодильных агрегатов, а также использоваться как легкий заполнитель бетона или в даже в производстве стекловолокна.

Кроме того, постоянно создаются новые материалы на основе отходов, в т. ч. стеклобоя. Так, школа горного дела в Колорадо (США) предложила новый материал – тиксит, вырабатываемый из дробленого стеклобоя (32%), строительного бутового камня (62%) и глины (6%). Плиты, получаемые из тиксита, прочны, отличаются низким поглощением воды, красивы, их производство обходится дешевле производства стандартных пеноматериалов.

Ассоциация американских изготовителей стеклотары разработала новый вид белых и цветных кирпичей, изготовленных из макулатуры и стеклобоя. Масса их на 2/3 меньше, чем у обычных кирпичей, а стоимость – на 30% ниже. Кирпичи огнеупорны и водостойки.

За последние 15 лет в США, Канаде, Германии созданы технологии, предусматривающие использование отходов стеклобоя при строительстве автомобильных дорог. На строительном факультете университета в шт. Миссури (США) разработан материал »гласфальшт», в составе которого 60% молотого стеклобоя, 5% асфальта, 35,5% каменной муки и др. наполнителей. Этот материал уже опробован при строительстве нескольких автомобильных дорог.

Зарубежные компании изучают возможность применения измельченного стеклобоя в сельском хозяйстве для улучшения структуры почв. Имеется опыт применения стеклобоя в качестве заполнителя при производстве лакокрасочных материалов, обойной бумаги, пластмасс, абразивных материалов для стеклянной шлифовальной шкурки на бумажной основе и шлифовальных кругов.

В завершении можно заметить, что несмотря на небольшие объемы, рынок переработки стеклобоя считается перспективным. Кризис немного отодвинул процесс законодательного пересмотра системы обращения с отходами, однако, отдельные сдвижки уже произошли и можно констатировать факт повышения внимания к вопросам вторичного использования и грамотной утилизации мусора.

Подробную информацию о рынке переработки стеклобоя Вы можете узнать из маркетингового исследования »Рынок переработки отходов стекла»

Комментарии

Ольга   17.09.2011 00:34

У каждой статьи есть автор. Можно ли узнать имя автора этой статьи?

Нестеров Андрей   23.07.2010 21:34

Здравствуйте, хотелось бы больше узнать о спроектировании линии по переработке собранного стелобоя, так как у нас на Урале таких линий нет, а рядом запускается завод по производству стелотары и ему конечно же не хватает собственного стеклобоя.

Research.Techart   27.02.2010 14:59

Чтобы приобрести данное исследование, нужно заполнить форму заказа на странице с описанием отчета — перейдите по ссылке в конце статьи "Рынок переработки отходов стекла".

Что касается оборудования. В редакции отчета от 30.07.2009 есть следующие данные об оборудовании:
1. Состав различных линий; необходимый состав оборудования в зависимости от качества и тира отходов и ожидаемого конечного результата.
2. Принципиальное отличие линий по переработке стеклобоя с одним составом оборудования между собой.
3. Характеристики линий: производительность, состав, цены.

В случае, если Вас интересуют какие-то конкретные вопросы, присылайте их нам на почту research@techart.ru, мы проконсультируем как они освещены в наших отчетах, либо сможем включить их в программу обновления (готовые отчеты о маркетинговых исследованиях обновляются примерно 1 раз в год).

Кайрат   27.02.2010 10:08

Как можно получить данное исследование?Есть ли в нем рекомендации по соответствующему оборудованию?
Оставить комментарий
– данные поля обязательны для заполнения

Все статьи