индивидуальные проекты
продажа аналитических отчетов
(495) 790-7591 #124

(499) 272-6387
О компании Услуги Наш опыт
Готовая аналитика Для экспертов Заказ

Наше мнение

Новые отчеты

01.04.2009

Изменение потребления минеральной воды в кризис

Как сказался кризис на потреблении минеральной воды в России? К каким новым тенденциям он привел? Упали ли продажи с начала года, и если да — насколько?

Финансово-экономический кризис оказывает влияние на рынок бутилированной воды в двух основных направлениях. Первый уровень составляют производители и сбытовая цепочка, второй – собственно потребители, деформация предпочтений которых также влечет изменение принципов работы основных участников рынка. Рассмотрим более подробно, в чем выражается влияние кризиса на каждый из уровней рынка.

Основные последствия финансово-экономического кризиса для сегмента производства и дистрибуции: дефицит кредитных средств, оптимизация ассортимента розницы, усложнение расчетов между производителями, дистрибуторами и розницей, необходимость возврата валютных кредитов.

Предпочтения потребителей стоит рассматривать раздельно для корпоративных потребителей воды и потребителей-физических лиц.

Корпоративные потребители воды сокращают потребление бутилированной воды в рамках программы сокращения постоянных расходов в целом и сокращения затрат на содержание офиса в частности.

Речь идет не столько о сокращении объемов закупки в натуральном выражении (объемы потребления воды сохраняются), сколько о сокращении рынка в денежном выражении: потребители предпочитают более дешевую воду.

Сокращение в натуральном выражении было характерно для промышленно развитых регионов Уральского и Приволжского федеральных округов, где останавливались или переходили на сокращенную рабочую неделю градообразующие и крупные предприятия, отказываясь от прежних объемов потребления воды.

Дополнительный фактор сокращения темпов роста рынка заключается в том, что в кризисный период практически нет компаний, которые решили бы перейти к покупке воды, если до этого использовали альтернативные технологии ее получения. Собственно на производителях оборудования (помп, кулеров, поликарбонатных бутылей) кризис отразился уже в конце 2008 года, когда спрос снизился у некоторых поставщиков на 30–40%.

Среди физических лиц тенденции являются более сложными и разнонаправленными. В кризисный период имеет место изменение предпочтений потребителей относительно брендов, формата упаковки, частоты и объемов закупки бутилированной воды, места покупки.

Мы считаем, что по итогам 2009 году рынок бутилированной воды ожидает сокращение на 5–10% в натуральном выражении. Таким образом, объем рынка может составить от 341 до 360 млн. дал. В денежном выражении сокращение будет аналогичным, т. е. в сравнимых ценах (при устранении фактора сезонности) рынок уменьшится на 16–20%.

Основной объем сокращения продаж придется на импортные поставки: в России сокращается число приверженцев суперпремиальной воды, тем более что с ростом курса доллара и евро по отношению к рублю увеличивается их стоимость. Кроме того, проблемы будут испытывать федеральные игроки ЮФО, предлагающие в Центральной России свою продукцию в высоких ценовых сегментах.

Меньшими темпами будет расти сегмент продаж воды в 19-литровых бутылях, тем более что возрастет цена поликарбонатной тары, которая производится исключительно на основе импортных материалов. В этом сегменте рынка компании будут бороться за удержание клиентской базы и повышение лояльности потребителей путем предложения различных акций.

Региональные производители за счет более низких цен, наоборот, могут увеличить долю рынка. Таким образом, в городах, где лидерами были федеральные бренды, стоит ожидать большую фрагментированность рынка; в регионах с сильными позициями местных брендов – наоборот, усиления их лидерства. Например, производители Иркутской, Новосибирской и Свердловской областей по итогам 2008 сообщали о значительном приросте объемов продаж.

Тенденция расширения эконом-класса открывает на рынке безалкогольных напитков хорошие перспективы для private-label. Собственные питьевые воды еще в докризисный начинали продавать некоторые торговые сети, например, «Пятерочка», «Рамстор», «Копейка», «Дикси» и даже Ikea.


Какая вода пользуется большим спросом — лечебная или просто столовая?

Около 45% потребления — это питьевая столовая вода. Доля лечебной воды в структуре спроса — около 17–18%, 26–27% приходится на лечебно-столовую воду.

Кто является лидерами рынка в России? Кто преимущественно доминирует: российские или зарубежные компании?

Доля импорта — 1.5%, естественно, лидируют российские компании.
Наиболее популярные бренды — Aqua Minerale, BonAqua, «Боржоми», «Нарзан», «Архыз», «Святой Источник», «Меркурий», «Липецкий бювет», «Новотерская».

Какие перспективы есть у рынка? Чего на нем можно ожидать?

В 2009 году можно ожидать снижение потребления воды, особенно дорогой. Очевидно, тренд продолжится и в 2010 году. До 2009 года рынок рос: до 2008 года — на 10–20% в год, в 2008 по сравнению с 2007 годом — всего на 3%.
Оставить комментарий
– данные поля обязательны для заполнения

Все статьи