индивидуальные проекты
продажа аналитических отчетов
(495) 790-7591 #124

(499) 272-6387
О компании Услуги Наш опыт
Готовая аналитика Для экспертов Заказ

Публикации: обзоры, статьи, доклады, комментарии

Сотрудничество

Мы заинтересованы в сотрудничестве с журналистами и готовы делиться информацией по рынкам, с которыми имеем опыт работы.

Мы готовы предоставлять экспертные интервью, аналитические статьи, результаты наших исследований, комментарии аналитиков, маркетологов, специалистов по фотосъемке, разработке веб-сайтов и интернет-рекламе.

Запросы просим направлять в письменном виде по электронной почте: pr@techart.ru.

24.08.2009

Доходный лом

Журнал «Деньги» № 33 (738) от 24.08.2009

комментарии аналитиков Research.Techart к авторской статье

Российское правительство собирается приплачивать покупателям новых автомобилей за утилизацию старых. На Западе эта практика принесла пользу и экосистеме, и авторынку. В России же экологично утилизировать автомобили пока не умеют. Да и отдавать машину под пресс, видимо, будут немногие: десятилетние иномарки стоят дороже 50 тыс. руб., которые предлагает государство. А реальное автостарье принимать не будут: машина должна быть на ходу и без повреждений.

Классический способ утилизировать автомобиль — пустить его под пресс, как в голливудских фильмах. Получившийся металлический брикет, в котором еще угадывается происхождение, отправляют на переплавку. На заводе «Втормет» на окраине Москвы корреспондент «Денег» наблюдал более продвинутый способ, но не менее брутальный: машину сначала рубят, а затем дробят.
....
Пилотный утиль
Федеральное правительство взялось за программу комплексной утилизации автомобилей серьезнее московского — на нее планируют выделить 10 млрд руб. Вместо терроризма теперь борются с кризисом, пожирающим автопром. В Европе и США автопром уже поддержали, заодно заботясь об экологии: если владелец сдает свой старый автомобиль на утилизацию, ему положена премия (в Германии, например, ?2,5 тыс. при покупке новой машины). У нас рабочая группа из представителей госструктур и автобизнеса пока лишь обсуждает принципы пилотного проекта, который должен стартовать в 2010 году в Москве и области, Санкт-Петербурге, Самаре и Нижнем Новгороде.

Пока группа ничего не решила, ее идея понятна лишь в общих чертах: проект поможет обновить российский автопарк, позаботиться об экологии, покупателях российских автомобилей, а главное — об их производителях. Сдавая автомобиль старше десяти лет, получаешь сертификат, по которому дилер предоставит скидку на новую машину, произведенную в России (включая собираемые у нас иномарки), в размере 50 тыс. руб. Программы, на которую собираются выделить 10 млрд руб. из госбюджета, должно хватить на 200 тыс. машин — довольно много, учитывая, что новых машин в России продается 1,6–1,7 млн штук в год, замечают в Минпромторге. В министерстве рассчитывают, что в пилотных регионах найдется достаточно владельцев старых авто, которые могут позволить себе покупать новые — при наличии господдержки, разумеется.
........
По данным Игоря Коровкина, половина отечественного автопарка — это машины старше десяти лет, при том что весь автопарк — 38 млн машин. То есть потенциально под программу подпадает 19 млн автомобилей. Однако понятно, что многие из десятилетних иномарок стоят на вторичном рынке больше 50 тыс. руб., так что никто их сдавать не будет. Да и старые отечественные машины зачастую имеют стоимость выше государственной планки. Например, на сайте «Из рук в руки» ВАЗ «семерка» 1998 года продается за 55 тыс. руб., а «девятка» того же года — за 70 тыс. руб. Цены ниже 50 тыс. руб.— на автомобили примерно 1995 года и старше либо с большим пробегом. «В Новосибирске и области продаются и старые «копейки», и «Москвичи»,— рассказывает Денис Орешкин.— 50 тыс. руб.— цена «девятки» 1998 года на ходу. Старая «классика» стоит, может быть, тысяч десять. Если ездит — покупают «бомбилы», студенты или в деревнях».

Определить количество машин, которые выгодно было бы сдавать по госпрограмме, сложно. Однако известно, что ежегодно по России ГИБДД списывает порядка 1,3 млн автомобилей. «10–15% этой списанной техники просто бросают,— говорит Research.Techart.— При этом утилизируемых машин — 7–20% от вышедших из строя. Многие автомобили разбираются на запчасти».

Эти машины и могли бы обеспечить госпрограмме заложенный показатель — 200 тыс. сданных единиц. Однако, по всей видимости, отбор будут вести довольно придирчиво — по крайней мере, так говорят члены рабочей группы, готовящей программу. Почти наверняка известно, что будут принимать лишь те автомобили, которые находились во владении последнего собственника не меньше года — чтобы избежать мошенничеств, подобных тем, что имели место, скажем, в Германии (СМИ сообщают, что туда специально завозили старые «Жигули», чтобы сбыть их по госпрограмме утилизации, получив премию). Но есть и другие ограничения.
....
«Подобная мера может способствовать безопасности движения на российских дорогах в связи с обновлением парка,— говорит директор по связям с общественностью «Форд Мотор Рус» Екатерина Кулиненко,— и стимулировать спрос на новые автомобили, соответственно, помочь автоиндустрии в целом и «Форду» в частности».

Сами утилизаторы относятся к программе более скептически: мер для стимулирования их сферы пока не предусмотрено. Получается, нет гарантий, что сданный автохлам не будет возвращаться на вторичный рынок или оседать на природе — целиком или запчастями.
Смотрите также