индивидуальные проекты
продажа аналитических отчетов
(495) 790-7591 #124

(499) 272-6387
О компании Услуги Наш опыт
Готовая аналитика Для экспертов Заказ

Публикации: обзоры, статьи, доклады, комментарии

Сотрудничество

Мы заинтересованы в сотрудничестве с журналистами и готовы делиться информацией по рынкам, с которыми имеем опыт работы.

Мы готовы предоставлять экспертные интервью, аналитические статьи, результаты наших исследований, комментарии аналитиков, маркетологов, специалистов по фотосъемке, разработке веб-сайтов и интернет-рекламе.

Запросы просим направлять в письменном виде по электронной почте: pr@techart.ru.

09.08.2010

Обзор российского рынка лазеров

Журнал «ТехСовет», № 7 (июль), 2010

авторская статья Research.Techart

Лазер (англ. laser, сокр. от Light Amplification by Stimulated Emission of Radiation — «Усиление света с помощью вынужденного излучения») — устройство, испускающее в видимом спектре когерентную электромагнитную лучистую энергию в диапазоне от сверхкороткого ультрафиолетового до сверхдлинного инфракрасного (субмиллиметры) излучения.
....
Под лазерами, в соответствии с научным определением, понимают источники лазерного излучения, представляющие собой комплектующие для производства лазерного оборудования, а под рынком лазеров — рынок источников лазерного излучения, на котором потребителями выступают компании-производители лазерного оборудования.

Эпоха лазеров началась в середине XX века. Ранний этап становления отрасли был отмечен стремлением потребителей лазерных технологий и производителей лазерного оборудования к взаимному обогащению, чтобы максимально приблизить свою продукцию к требованиям рынка.

Первый экономически значимый результат по прибыли, заметный на рынке, был достигнут примерно в 1970 году. С этого момента ежегодный экономический рост отрасли составлял приблизительно 20%. После 2000 года темпы роста снизились. К 2009 году мировой рынок лазеров превысил 7,3 млрд долл.

В качестве одной из основных тенденций мирового рынка лазерного оборудования можно выделить постепенное сокращение доли полупроводниковых лазеров в общей структуре потребления. Важной особенностью рынка является также объединение отрасли где при относительно небольшом объеме рынка действуют сотни мелких компаний. На увеличении посредством различных приобретений сосредоточены такие крупные производители, как Coherent (США), Newport (США) и Rofin-Sinar (США). Усиление производителей отразилось на ассортименте: он значительно расширился.

Одной из важнейших технологических тенденций на мировом рынке лазеров стала их роль как энергоэффективной «зеленой» технологии. Помимо содействия рынку фотовольтаики (PV) в обработке солнечных элементов, лазеры становятся типичным оборудованием для поддержки производства дисплеев как по традиционным, так и по современным улучшенным технологиям (например, органический люминесцентный диод (OLED) и гибкие дисплеи) и приближаются к тому, чтобы демонстрироваться как конкурентоспособный источник энергии зажигания для лазерного ядерного синтеза.

Российский рынок лазеров в 2009 году достиг 65 млн долл. Объемы потребления лазеров в России в 2000х годах характеризовались невысокими темпами прироста — не более 10%. По итогам 2008 года объем рынка увеличился всего на 5%, а в 2009 году наблюдался даже некоторый спад потребления, что можно объяснить влиянием финансово-экономического кризиса.

Несмотря на относительно низкие темпы роста в последние годы и небольшой объем российского рынка лазеров (на его долю приходится около 1% от общемирового объема продаж данных устройств), большинство экспертов отмечают его значительный потенциал.

Насыщенность рынка лазеров в России в настоящее время составляет не более 10–20%, а его емкость участники оценивают в 0.5–1 млрд. долл.

Лазеры отечественного производства занимают 75–80% российского рынка в денежном выражении и всего около 10% — в натуральном, остальная часть потребления приходится на зарубежную продукцию.

Преимущественная доля зарубежной продукции в общем объеме рынка в натуральном выражении объясняется большим объемом импорта дешевых лазерных диодов из Малайзии.

Относительно низкая доля импорта в денежном выражении связана с небольшим объемом поставок в Россию неполупроводниковых лазеров. Лазеры такого типа ввозятся в Россию преимущественно в составе конечной продукции, т. е. в виде лазерного оборудования, а для российского производства используются, в основном, отечественные источники излучения.

В качестве основной тенденций российского рынка лазеров последних лет можно отметить разработку отечественными предприятиями более совершенных видов излучателей для новых областей применения.

По данным Лазерной ассоциации, в последние годы в России наблюдается быстрый рост производства волоконных лазеров, в частности для промышленного и медицинского применения. При этом постепенно снижается отечественный выпуск гелий-неоновых, гелий-кадмиевых и других ионных лазеров, а также лазеров на парах меди.

В России насчитывается около 100 компаний-производителей лазеров. При этом основная часть из них сосредоточена в таких городах, как Москва (включая Московскую область), Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Екатеринбург.
....
В сегменте полупроводниковых лазеров можно выделить ЗАО «Полупроводниковые приборы» (около 10% общероссийского объема производства лазерных диодов в денежном выражении).

Конъюнктура рынка лазеров допускает возможность появления новых отечественных производителей. Однако, по мнению экспертов, оно возможно лишь в случае возникновения новых перспективных областей применения данного оборудования. Кроме того, выход на рынок лазеров затруднен по причинам, связанным с проблемами финансирования новых наукоемких проектов.

При этом участники рынка отмечают возможность появления в ближайшем будущем в сегменте полупроводниковых лазеров новых зарубежных производителей, что связано с меньшей стоимостью импортных лазерных диодов.
Смотрите также