(495) 790-7591
#145
О компании Услуги Наш опыт
Готовая аналитика Для экспертов Заказ

Публикации: обзоры, статьи, доклады, комментарии

Сотрудничество

Мы заинтересованы в сотрудничестве с журналистами и готовы делиться информацией по рынкам, с которыми имеем опыт работы.

Мы готовы предоставлять экспертные интервью, аналитические статьи, результаты наших исследований, комментарии аналитиков, маркетологов, специалистов по фотосъемке, разработке веб-сайтов и интернет-рекламе.

Запросы просим направлять в письменном виде по электронной почте: pr@techart.ru.

19.03.2010

Рынок переработки стеклобоя

Журнал Glass Russia, март 2010

авторская статья Research.Techart

Стеклобой является стратегическим сырьем. Чтобы произвести тонну стекла, нужно использовать 400 кг кальцинированной соды и 700 кг песка. Вместо этого можно использовать 50 — 60% стеклобоя. Помимо этого использование стеклобоя в производстве способствует уменьшению энергозатрат на 30–40%. В связи с постоянно возрастающими ценами на энергоресурсы, а также необходимостью повышения экологичности производства переработка использованного стекла приобретает все большее значение.

Согласно ГОСТ 52233–2004, стеклобой бывает 1-го и 2-го сортов. Размеры кусков стеклобоя 1-го сорта должны быть от 10 до 50 мм. Допускается содержание в партии стеклобоя кусков размером более 50 мм не более 5 %, размером менее 10 мм — не более 1 %. Размер кусков стеклобоя 2-го сорта не нормируют, масса кусков — не более 2 кг.

Помимо деления по сортам, стеклобой разделяют еще на 5 марок по цвету и происхождению. Основные марки стеклобоя приведены в таблице 1.
...
Объемы производства стеклотары, составляющей значительную долю стеклобоя, попадающего на свалки, достаточно активно росли до кризиса. В 2009 году объем рынка стеклянных бутылок упал, что связано с уменьшением покупательной способности населения (переход на покупку напитков в более дешевой пластиковой таре). Объем потребления продукции в стекляной таре снизился не так сильно, что связано с продажей в банках многих продуктов эконом-класса: тушенки, овощных консервов, готовых блюд производства отечественных заводов.
...
Ежегодно в нашей стране образуется 1,2 млн тонн отходов стекла.

Приведем здесь методику оценки объема образования отходов стекла на примере 2008 года.

Объем потребления стекла и стеклянной тары в 2008 году в России составлял 7,53 млн. тонн (в том числе стекло – 0,26 млн. тонн, тара – 7,27 млн. тонн), население России – 142,01 млн. чел. Потребление стеклянной продукции на душу населения в России составит: стекла и стеклянной тары – 53,03 кг/чел., в том числе стекла – 1,83 кг/чел., тары – 51,2 кг/чел.

Например, численность населения в Северо-западном федеральном округе составляет 13,5 млн. чел. Тогда объем потребления в данном регионе стекла составляет 13462259х0,26=24,71 тыс. тонн, тары – 691 тыс. тонн (всего – 715,91 тыс. тонн).

Учитывая нормативы образования стеклобоя (данные Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды), в Северо-западном Федеральном округе объем образования отходов листового стекла оценивается в 3,71 тыс. тонн., тары — 103,68 тыс. тонн. (всего — 107,4 тыс. тонн.)

Из общего объема образования отходов стекла, переработке подвергается не более 35% (т. е. ~ 420 тыс. тонн )
...
Современные технологические процессы позволяют использовать от 10% до 100% стеклобоя в производстве, но предприятия испытывают дефицит вторичного сырья. Связано это с тем, что объемы сбора стеклянных отходов за последние 20 лет упали почти вполовину.

Так, оборотная тара в советское время составляла 85% в общих объемах потребления. Пивная бутылка имела 12–14 – кратный оборот, а во время повышенного летнего спроса – 20–30-кратный (оптимальным считается 3–4 – кратный). Вторичное стекло активно использовалось в конце 1990-х – начале-2000-х годов во время дефицита тары. За последние годы доля возвратной бутылки упала до 40%. Причинами падения использования являются:
- отсутствие централизованной / государственной системы сбора и сортировки отходов, в т. ч. системы приема отходов стекла от населения;
- снижение привлекательности частного бизнеса по приему бутылок от населения: стоимость тонны стеклобоя снизилась до 2000 руб./тонна.

Большинству крупных стекольных заводов России приходится решать самостоятельно проблему сбора битого стекла, а немногочисленные организации, занимающиеся сбором стекла, чаще всего его не сортируют и уж тем более не обрабатывают. В результате поступающий на стеклозаводы бой более всего напоминает мусор, чем сырье для производства. Расходы по его подготовке ложатся на плечи того же стеклозавода (подготовка стеклобоя требует дополнительных площадей и времени). А дополнительные расходы отражаются на себестоимости конечной продукции.
Смотрите также